Top.Mail.Ru
 

Русский язык и культура речи: проблемы преподавания в вузах Российской Федерации

23-25 сентября 2009 г. в соответствии с Федеральной целевой программой «Русский язык (2006-2010г.г.)» по плану Федерального агентства по образованию (госконтракт № П 67 от 11. 04. и дополнение к нему № 1/П 67 от 26 февраля 2009 г.) в Курском государственном техническом университете был проведен научно-практический семинар «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Важнейшим фактором, обусловившим возможность реализации данного мероприятия в течение трех лет на базе КурскГТУ, стала высокая оценка экспертной комиссии ФАО и участников научно-практических семинаров «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», проведенных в октябре 2007 г. и сентябре 2008 г. Было отмечено, что научная концепция семинара позволила выявить точки сопряжения школьного и вузовского преподавания русского языка и культуры, показать возможности реализации преемственности в обучении и выработать единую стратегию развития языковой личности ученика и студента.

В работе семинара приняли участие около 200 представителей педагогической общественности городов России и районов Курской области, в их числе:

  • представители региональных, городских и районных органов образования Курской области;
  • преподаватели дисциплины «Русский язык и культура речи» вузов г. Москвы (Российский университет Дружбы народов, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», Московский педагогический государственный университет, Московский государственный областной университет, Литературный институт им. А.М.Горького), г. Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургский государственный университет), г. Владивостока (Дальневосточный государственный университет), г. Читы (Читинский государственный университет), г. Орла (Орловский государственный технический университет), г. Мценска (Мценский филиал Орловского государственного технического университета), г. Самары (Поволжская государственная социально-гуманитарная академия), г. Курска (Курский государственный технический университет, Курский государственный медицинский университет, Курский государственный университет, Курский филиал Московского университета менеджмента, экономики и бизнеса, Курский филиал Российского государственного социального университета, Курский филиал Белгородского университета потребительской кооперации);
  • завкафедрой филологии Курского института непрерывного профессионального образования, методисты ОГОУ ДПО Курского ИНПО, МУ «Научно-методический центр г. Курска» и районных методических кабинетов;
  • учителя русского языка и литературы средних школ, лицеев, гимназий г. Курска (МОУ «Гимназия №44», МОУ «СОШ №7», МОУ «СОШ №25», МОУ «СОШ №30», МОУ «СОШ №52», МОУ «СОШ №55», МОУ «СОШ №57», МОУ «СОШ №59» и г. Курчатова Курской области (МОУ «СОШ №6», МОУ «СОШ с углубленным изучением иностранных языков №4) и образовательных учреждения Железногорского, Курского, Октябрьского, Курчатовского, Хомутовского, Фатежского, Советского, Обоянского районов.

Лекторский корпус научно-практического семинара был представлен ведущими учеными России и Австрии:

  • А.Л.Бердичевский – доктор педагогических наук, профессор университета Бургенланда (Австрия);
  • А.Д. Дейкина – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета;
  • В.М. Шаклеин – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов;
  • С.Е.Каплина – доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Читинского государственного университета;
  • Н.А. Боженкова – доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретической, прикладной и коммуникативной лингвистики Курского государственного технического университета
  • Б.Г.Бобылев – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета;
  • Е.М.Маркова – доктор филологических наук, профессор Московского государственного областного университета;
  • В.Г. Сиромаха - кандидат пед. наук, доцент, доцент Литературного института им.А.М.Горького (г. Москва);
  • З.Н. Никитенко – кандидат фил. наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Московского педагогического государственного университета.

Все участники семинара по окончании работы получили документ (свидетельство), подтверждающий факт повышения квалификации.

В процессе работы были использованы разнообразные формы, виды и методы: лекции с последующим обсуждением проблемы, круглый стол по тематике семинара с участием авторов учебников по русскому языку и культуре речи и авторов тестовых материалов по русскому языку для лиц, вступающих в гражданство РФ, мастер-класс с привлечением разного контингента обучаемых (филологи и нефилологи), выставка-продажа учебной и учебно-методической литературы лингвокультурологической направленности.

По итогам работы научно-практического семинара подготовлен оригинал-макет сборника материалов «Русский язык и культура: проблема преподавания в вузах Российской Федерации», в котором представлена парадигма филологического знания начала XXI века – от анализа языковой ситуации в современной России, оценки уровня общей и речевой культуры носителей государственного языка РФ, исследования лексико-стилистических новаций в современном русском языке и их проявлений в различных сферах человеческой жизнедеятельности до лингвокультурологического и лингводидактического изучения текстовых единиц разнообразной организации и оформленности, концептуальных вопросов методики преподавания русской словесности в контексте диалога культур.

Работа научно-практического семинара освещена в средствах массовой информации Курской области и на интернет-странице (www.russlang.kurskstu.ru, созданной к открытию мероприятия и включающей в себя интернет-форум «Русская речь в современном образовательном пространстве» (www.russlang.kurskstu.ru/phpBB2/).

Главным результатом проведённого мероприятия стало повышение профессиональной и общекультурной компетентности преподавательского корпуса среднего и высшего образовательного звена и, как следствие, улучшение состояния языковой культуры граждан общества и увеличение количества конкурентоспособных образовательных учреждений.

Подводя итоги работы научно-практического семинара, его участники отметили положительный опыт объединения в целях повышения профессионального мастерства преподавателей вузов, методистов, учителей-словесников и работников управленческого аппарата, высочайший научный уровень семинара, безукоризненную организацию, исключительно благоприятную атмосферу общения и взаимодействия и приняли решение ходатайствовать перед Администрацией Курской области и Комитетом образования и науки Курской области о проведении регулярных семинаров данной направленности на базе Курского государственного технического университета.

Фотоотчет о проведении семинара можно посмотреть здесь.


Доцент кафедры ТПКЛ КурскГТУ,
кандидат педагогических наук, доцент
Н.П.Шульгина


Я сотрудник Я абитуриент Я студент