Top.Mail.Ru
 

Перспективы развития


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕЖВУЗОВСКОГО ЦЕНТРА

СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

на 2021-2026 годы


ВВЕДЕНИЕ

 В начале XXI века в условиях осуществления кардинальных трансформаций российского общества, в его продвижении на пути к построению гражданского общества, вполне правомерна постановка вопроса о необходимости выявления законов и тенденций естественного развития и характеристика социально-культурных целостностей, каковыми являются регионы России, выработки соответствующих стратегий поддержки функционирования и развития этих целостностей, усиление социально-экономического и культурного потенциала являются основополагающими факторами современного развития. Разработка данных стратегий, несомненно, будет способствовать сбалансированному устойчивому развитию российского общества в целом.

В региональном плане с учетом особенностей территорий местными органами ставятся задачи инновационного развития отраслей как традиционных для региона, так и новых направлений развития экономического, социального и социокультурного потенциала. Этапы направления развития должны объяснять поступательное движение  региона / Курской области.

1. Целеполагания программы развития НОЦ ЦСТиИТ 

 Одной из ведущих проблем развития постсоветской России выступает проблема развития ее регионов, их включенности в процессы модернизации общества, и вместе с тем сохранения специфики каждого из них, их социокультурного потенциала, самобытности. Неоспорим тот факт, что укрепление российских регионов в экономическом и социальном планах создает значительный социокультурный резерв устойчивого развития Российской Федерации в целом.

В этой связи обоснование предпосылок и актуальности программы развития Научно-образовательного межвузовского центра социальной теории и инновационных технологий  должно строиться на основе анализа широкой совокупности факторов, отражающих широкий национальный и региональный контексты развития подобных подразделений в соответствии с задачами, предполагаемыми для реализации.

К числу основных тенденций современного развития России и ее регионов относятся:

  • глобализация процессов международной интеграции с одновременным усилением региональных и национальных приоритетов, следствием чего стала необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
  •   переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности, мобильности и толерантности;
  • возникновение и рост социально-экологических проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
  • демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
  • нарастание проблем в экономическом развитии, рост конкуренции, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
  • рост значения человеческого капитала, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Переход Курской области к инновационному социально-ориентированному типу экономики сопровождается наличием социальных проблем. Обращение к статистическим данным приводит к выводу о том, что развитие региона осуществляется эволюционно. Курскую область следует отнести к типу регионов, декларирующих поддержку человека, муниципальных образований, для которых характерны повышенное внимание к проблемам духовности, религии, доминантам индустриального технологического уклада.

Население региона на протяжении ряда лет довольно реалистично оценивает уровень жизни в регионе, желание покинуть регион высказывают незначительное число опрошенных. Можно констатировать тот факт, что население области обосновалось в ней довольно прочно. Тем не менее, жители области высказывают надежду на улучшение качества жизни, которое они связывают с повышением качества медицинских услуг, оздоровлением природы, развитием малого бизнеса, усилением государственной поддержки  над экономического развития, созданием новых рабочих мест.

В последние годы в области проявляются некоторые предпосылки к стабилизации сложившейся демографической ситуации - постепенный рост рождаемости, некоторое снижение смертности, сокращение миграционной убыли.

Анализ документальных источников и результатов полевых исследований, а также экспертные оценки проявили доминирующие проблемы, специфичные для социального и культурного развития. Требуется внимание к повышению уровня динамичности развития, более эффективное использование культурного, интеллектуального и природного потенциала в социально-экономическом развитии региона.

Исследования политической культуры и гражданской активности населения региона довольно отчетливо показали, что гражданское общество Курской области имеет своё лицо и свои приоритеты социально-политического развития, которые опираются на уважение к государственным и региональным символам, утверждение традиций народовластия и демократических начал в политике, плюрализм мнений, открытость, восприимчивость к опыту других народов, самостоятельность людей, опору на собственные силы. В регионе идет повсеместное развитие информационного пространства, проявляется высокая степень толерантности населения и его готовности к конструктивному солидарному поведению, что задает основу для дальнейшего развития гражданского общества области, расширения пространств его деятельности, повышения его эффективности и признания.

Социологические опросы и экспертные оценки свидетельствуют о необходимости тщательной проработки механизмов исполнения принятой в Минрегионразвития «Стратегии развития Курской области на период до 2020», а также постоянного осуществления обратной связи между управленческим звеном и населением региона в ходе ее практической реализации. Несомненную помощь в этом способЕН оказать  Научно-образовательный межвузовский центр социальной теории и инновационных технологий совсовместно с кафедрой философии и социологии ЮЗГУ. Все более настоятельным становится проведение глубоких замеров по ключевым проблемам социокультурного развития региона для осуществления более эффективной, комплексной социальной политики в регионе.

2. Основные цели и задачи Программы 

Программа рассчитана на период с 2016 до 2021 года (включительно).

Основной целью программы является организация научно-исследовательской деятельности по интегральной репрезентация динамики социокультурных структур и процессов в Курском крае в контексте динамики социокультурного пространства России, аналитическое осмысление трансформирующихся внутренних и внешних контекстов развития региона, разработка системной оценки уровня его модернизации - комплексного способа решения политических, социальных и культурных задач, стоящих перед территориальным сообществом в контексте внутренних, внешних, а также глобальных рисков и угроз.

Программный способ решения проблемы предполагает комплексный подход к реализации мероприятий в сфере развития социологии, ориентированных на достижение поставленных целей через решение сформулированных конкретных задач. Это позволяет выстроить стратегию развития социологической сферы на долгосрочный период и одновременно применять тактические решения. Выполнение в полном объёме плановых мероприятий позволит достичь поставленных целей.

Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретной цели и решение задач, стоящих перед социологическим сообществом на 2015-2020 годы. Данная программа отражает комплексный подход в планировании и реализации программы развития социологии в Курской области, базирующейся на следующих принципах:

– консолидированное участие в решении задач развития социологии всех заинтересованных в этом граждан, государственных и муниципальных органов исполнительной власти, организаций и предприятий города, независимо от типа, вида, формы собственности и статуса;

– применение проектных и командных методов реализации, обеспечивающих адресность, системность, последовательность, преемственность и контроль за реализацией государственной политики в сфере образования;

– учет при реализации данной программы особенностей и перспектив социально-экономического развития региона, существующих социокультурных, социально-этнических, социально-экологический, социально-политических м иных социальных проектов;

– конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике.

Конкретизация стратегической цели осуществляется через формулирование взаимосвязанного комплекса задач.

Задачи Программы:

– осуществление интегрального анализа тенденций социокультурного развития Курского региона в контексте «человеческих измерений модернизации»;

– выявление степени участия регионального сообщества в осуществлении социокультурной модернизации, а также меры привлечения для этого внутренних и внешних ресурсов развития;

– определения места Курской области как специфичного социокультурного сообщества в системе российских регионов, представленного сквозь призму объективных характеристик и субъективных оценок;

– построение нормативных прогнозов развития региона, выработка стратегических ориентиров и разработка соответствующих проектов и программ его развития;

– разработка проекта по продвижению позитивного имиджа региона на межрегиональном, федеральном и международном уровнях.

Одним из перспективных направлений развития региональной социологии является разработка на научно-организационном, формализованно-описательном, процессуально-деятельностном уровнях отраслевых и управленческих социальных технологий. Такая деятельность предусматривает технологизацию следующих направлений:

§  осуществление мониторинговой деятельности, направленной на выявление отношения населения к органам власти, корпорациям, персоналиям, событиям и мероприятиям в контексте социального управления;

§  осуществление мониторинговой деятельности, направленной на диагностику научно-методических, организационно-управленческих, кадровых и ресурсных условий реализации программ регионального развития, обобщение и анализ полученной информации.

§  прогнозирование и моделирование возможных вариантов развития региона для оптимизации государственного и муниципального управления.

§  разработки региональных программ развития и решения социальных проблем с целью наилучшего обеспечения ресурсами.

§  анализ и оценка социально-экономической, социально-политической и социокультурной ситуации в аспекте индикативного программно-целевого государственного и муниципального управления.

Целевая программа обладает свойствами самоорганизации и саморазвития, позволяющими получить результат по критерию «стоимость -эффективность» более высокий, чем при обычном «затратном» планировании. Применение программно-целевого метода дает возможность оптимизировать действия разных ведомств, что позволит, с одной стороны, устранить дублирование и создать единые стандарты в системе профессионального образования, а с другой, сделать услуги в сфере образования, объединяющими усилия различных органов исполнительной власти. Мероприятия программы носят комплексный характер, обеспечивают общие подходы и взаимосвязь целей и задач, оптимизируют сроки и ресурсы, необходимые для её осуществления. Использование программно-целевого метода при решении существующих проблем социологической научно-исследовательской, образовательной, социально-технологической и организационной деятельности обеспечивает определение и использование финансовых и организационных механизмов, контроля за промежуточными и конечными результатами реализации программы. При этом мероприятия программы определены на основе приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Курской области.

 3. Перечень программных мероприятий

 Достижение цели и решение задач Программы развития будут осуществляться путем скоординированного выполнения взаимосвязанных мероприятий Программы по приоритетным направлениям:

1. Курский край как социокультурная территориальная общность.

2. Население региона, его социальное самочувствие, образ жизни и гражданская активность.

3. Ценностное измерение структур гражданского общества.

4. Культурный потенциал модернизации.

5. Трудовые ресурсы и экономическая активность.

6. Качество жизни населения региона.

7. Социальная стратификация и мобильность перед новыми вызовами.

8. Инновационная деятельность: возможности и ограничения.

9. Правопорядок и правонарушения в регионе.

10. Государственное и муниципальное регулирование.

11. Позиционирование региона в пространстве коммуникаций.

12. Научно-педагогическое сообщество как субъект инновационных изменений.

13. Развитие семейных отношений в российской провинции.

14. Информационно-коммуникативная среда региона в социокультурном измерении.

15. Социальное образование как фактор устойчивого развития региона.

16. Студенчество.

4. Механизм реализации Программы

               Функциональный механизм реализации Программы включает:

– стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов, пропорций развития хозяйственного комплекса области в целом, его важнейших отраслевых и межотраслевых комплексов, осуществление прогнозов на основе адаптивных методов);

– эффективную систему взаимодействия с муниципальными образованиями;

– проведение совместно с другими субъектами РФ согласованных действий по решению на различных уровнях власти общих для них проблем развития;

– системный мониторинг в сфере профессионального образования Курской области на основе совокупности объективных показателей (критериев) реализации Программы;

– организационную структуру управления Программой (определение состава, функций и согласование звеньев административно-хозяйственного управления).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Реализации Программы позволит консолидировать научно-педагогическое сообщество Курского региона, всех заинтересованных в этом граждан, государственных и муниципальных органов исполнительной власти, организаций и предприятий города, независимо от типа, вида, формы собственности и статуса для участия в решении задач развития социологии.

В целом реализация Программы будет способствовать осуществлению интегрального анализа тенденций социокультурного развития Курского региона в контексте «человеческих измерений модернизации»;  выявлению степени участия Научно-образовательного межвузовского центра социальной теории и инновационных технологий в осуществлении социокультурной модернизации, а также меры привлечения для этого внутренних и внешних ресурсов развития; определения места Курской области как  социокультурного пространства РФ в системе российских регионов, представленного сквозь призму объективных характеристик и субъективных оценок; построения нормативных прогнозов развития региона, выработке стратегических ориентиров и разработке соответствующих проектов и программ его развития.

Реализация Программы Научно-образовательного межвузовского центра социальной теории и инновационных технологий позволит разработать и реализовать в области эффективную имиджевую программу, а на основе ее – осуществить последовательную социально культурную политику региона, которая будет способствовать тому, чтобы Курский край занял достойное место во все возрастающей конкуренции за привлечение инвестиционных ресурсов, умных и талантливых людей, креативных профессионалов и менеджеров, являющихся ключевым ресурсом развития самых различных отраслей экономики постиндустриальной эпохи.


Я сотрудник Я абитуриент Я студент